О некоторых аспектах образа зилантовой горы В культурном пространстве г. Казани (историко-культурное направление)

Л. Е. Лёзина

О некоторых аспектах образа зилантовой горы В культурном пространстве г. Казани (историко-культурное направление)

50th Annual Meeting of the PIAC, Kazan 2007

Summary. This work describes the cultural impact of the legendary mountain of Zilant in Kazan. A mountain, as a composite object, has several mythological meanings: it may signify an immanent danger, or a hunting area, or it may be worshiped as a sacred place. The image of the Holy Mountain in many ancient legends was used to describe the world axis, and it has three facets, which take place in three worlds: lower underground, middle ground, and upper Heavens. The author investigates the reflection of these mythological facets in the modern culture of Kazan.

В настоящее время большое значение имеет определение роли традиционных мифологических образов в жизни современного человека. Наряду с другими мифологическими образами, в культурной жизни Казани заметное место принадлежит образу Зиланта, который, будучи змеем-драконом, является типичным для многих культур. В традиционной алтайской культуре горы называются именами духов и представляются божествами, являясь предметом поклонения. В местной культуре прослеживается некоторая аналогия через казанскую легенду о Зиланте, в которой определенное значение имеет и гора, обиталище этого духа.

Существующий образ Священной горы во многих архаических сказаниях имеет три ипостаси, которые проявляются в трех мирах: нижнем-подземном, среднем-наземном и верхнем-небесном, но, при этом гора являет собой единое целое, объединяя разнофункциональные миры в общее сложное пространство и выступает в этом пространстве как ось мира, а в некоторых сказаниях как мировой гвоздь. Попадая на такую гору в любом из перечисленных миров, герой, — человек или животное, имеет возможность переместиться в какой-либо из необходимых миров, правда, необъяснимым мифологическим способом, обычно используя чью-то помощь.

Зилантова Гора — единственная из явно сохранившихся казанских возвышенностей, которая имеет свою мифическую историю. Если рассматривать гору как составной объект, то гора по С. А. Токареву: олицетворяет грозящую опасность, в качестве которой в данном случае выступает Змей Зилант; широко используется в качестве промысловых угодий, — так, согласно некоторым легендам, еще до строительства новой Казани на территории Зилантовой Горы располагались пасеки; почитается в практике многих древних народов как священное место, — на особенно красивых и необычных возвышенностях располагались древние святилища, места почитания языческих богов.

На основании вышесказанного мы приходим к выводу, что Зилантова Гора действительно могла являться священным местом, память о котором надолго сохраняется в культуре народа. Но если это так, то по каким причинам ипостаси мифологической горы, столь характерные для культуры тюркских и других народов, оказались утрачены в казанской легенде? Можно предположить, что по причине укоренения новых религий, языческие образы, в том числе и мифологема Горы, были трансформированы в новые формы: место небесного божества занимает новый Бог, а в “бывшем” среднем мире определяющую роль играют религиозные институты. Вероятно, образ Зиланта, как духа подземного царства, сохранился по той причине, что ниша подземного мира оказалась менее востребована в обыденной жизни человека, чем ниши среднего и верхнего царства. Как на фундаменте языческого храма строится церковь, так и новые представления человека о мире включают в себя элементы утраченной мифологии.

Литература

  1. Алтайские героические сказания. – М.: Современник, 1983
  2. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. – СПб.: Паритет, 2002
  3. Казань в легендах. – Казань: Дом печати, 2003
  4. Когутэй. Алтайский эпос. – М.-Л.: Academia, 1935
  5. Татарские народные сказки. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1986
  6. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990