Синтез культурных традиций в антропонимической системе татар
50th Annual Meeting of the PIAC, Kazan 2007
Summary. There has been made an attempt to analyze the system of anthroponyms in modern Tatar. The system is the product of the influence of eastern and western cultural traditions. Nowadays it represents a specific language layer which reflects national peculiarities of world perception. The article contains the analysis of anthroponyms, which genetically originated from he Western European languages, but their sound forms are similar to national ones.
Объектом доклада выбрана антропонимическая система современного татарского языка, представляющая собой синтез культурных и языковых традиций, которые формировались и развивались в процессе исторического прогресса тюрко-татарского народа. Антропонимическая лексика татарского языка уникальна по своей природе в том плане, что как языковой знак подчинена законам эволюции национального языка, а как знак культуры непосредственно отражает те свойства народной культуры, которые сложились на протяжении многих веков. На фоне теснейшего переплетения языка и культуры антропонимические единицы татарского языка представляют собой особую систему, формирование и развитие которой зависит от ряда факторов. Среди них важное место занимают такие факторы, как национальная личность со спецификой мировидения и национальной психологией, материальная и духовная культура народа в целом. Татарская антропонимическая система долгое время развивалась на основе национальной культуры, значительную часть которой составляла мусульманская религия. Влияние русской и западной культур на антропонимическую систему начинается в 20-е годы XX века и находит довольно быстрое распространение. В результате этого влияния формируется особая система личных имен, которая представляет собой синтез восточных и западных культурных традиций. В современном татарском антропонимиконе функционируют тюркский, арабо-персидский, русский и западноевропейский пласты личных имен, среди которых доминирующее место занимают арабо-персидские и западно-европейские антропонимы.
В рамках данного доклада мы намерены рассмотреть тот аспект выбора имен, в котором наиболее ярко представлена специфика мыслительной деятельности национальной личности. Личность, которая относится к татарскому национально-культурному пространству, стремится проявить национальную специфику мировидения в антропонимических единицах. В то же время проживание в поликультурном пространстве дает возможность выбирать универсальные антропонимические единицы, внешние и внутренние формы которых не подвергаются искажению. В результате в современной антропонимической системе татарского языка функционирует целая группа имен, генетически восходящих к русскому и западноевропейским языкам, но созвучных национальным антропонимам. В эту группу мы включаем такие женские имена, как Камилла — Камиля, Роза — Рауза, Нелли — Наиля, Адел / Аделя — Гадиля / Адиля, мужские антропонимы Руслан — Арслан, Эльдар — Ильдар, Марат — Морат, Адель — Гадель, Эрик — Ирек и другие. Стремление к западной культуре выражено и в процессе имятворчества, что является отличительной стороной татарской национальной антропонимии. Процесс заимствования способствовал проникновению в татарский язык не только отдельных антропонимических единиц, но и словообразовательных суффиксов. В частности, появление суффикса -ина связано с проникновением новых антропонимов (Сабина, Октябрина, Розалина), использованных впоследствии для образования новых единиц уже на базе татарского языка (Зарина, Аделина, Илина / Элина, Фирина).
Образование новых антропонимических единиц – явление довольно распространенное. Влияние различных культур на национальное сознание способствует непрерывному процессу пополнения татарского антропонимикона новыми антропонимами, воспринимающимися носителями языка как единицы национального языка, символы национальной культуры.