Культовая атрибутика в тюрко-монгольских шаманских песнопениях

Л. С. Дампилова

Культовая атрибутика в тюрко-монгольских шаманских песнопениях

50th Annual Meeting of the PIAC, Kazan 2007

Summary. Shamanic songs are mostly made up of formulas, concerning definite themes in which myths and images as a whole reserved symbolic system are hidden. This system can be deciphered only by contextual and intertextual analyses. Among the most important image symbols in Buryat shamanism there are the obligatory attributes of a shaman: mirrors, tambourines, bells, whips, swords and knives. In our research the shamanic attributes are considered in the context of historical events as examples of a nomadic way of life. The same attributes used by Turk-Mongolian shamans of Siberia, Far East and Middle Asia prove their ancient connections.

Шаманские песнопения в основном слагаются из набора формул на опре­деленные темы, в которых скрыты мифы и образы, выступающие как цельная замкнутая символическая система, расшифровываемая при контекстуальном, интертекстуальном анализе.

Мифическое сакральное время – ведущее, поэтому в песнопениях считается естественным переход от исторического линейного времени в циклически повторяющееся время. Особенностью сюжетного движения шаманских песнопений является параллельное существование реального и потустороннего миров. Диалогические отношения в шаманских текстах, трудноуловимые переходы от уровня деятелей к уровню персонажей и выявление позиций первого или второго лица создают мистический мир шамана.

В развитии сюжета песнопений определяющую роль играют значимые образы-символы, к которым относятся обязательные атрибуты шамана: толи ‘зеркало’, бубны, колокольчики, платки, кнуты, мечи, ножи. Наличие данных атрибутов у тюрко-монгольских шаманов Дальнего Востока, Сибири и Средней Азии свидетельствует о несомненной древности этих образов.

Один из значимых в бурятском шаманизме образов-символов – толи ‘зеркало’, имея собственно сакральное значение, в тексте выполняет заданную ему программу. Большие зеркала олицетворяют душу божества, шаманскую силу, данную от небесных предков (hapa наран гарбалhаа). К солярному культу относится символическое изображение солнца и луны на “солнечных” шаманских дисках. Также считается, что зеркало помогает шаману видеть иной мир. Скрытая семантика зеркала играет определенную роль в развитии сюжета песнопений. Причинная связь событий зачастую заменяется символическими лейтмотивами шаманских атрибутов. Например, в пределы царства мертвых (во главе с Эрлен-ханом) именитые шаманы смело въезжают на своих конях, и знаком их мощи и силы являются зеркала, висящие у них на груди. В сибирском шаманизме зеркало считается одним из могущественных атрибутов шамана, дарованным небом. Думается, персонажи повествования в царстве Эрлен-хана ведут себя столь смело именно благодаря защите зеркала, магического знака шаманской мощи.

Символическое значение для переходного обряда имеют мероприятия, относящиеся к “отторжению” от мира живых. Последовательные действия при обряде перехода в мир иной носят характер очищения от мирских забот. Общепринятые очистительные обряды, состоящие из омовения и окуривания, совмещаются с такими оригинальными методами, как покрывание тела золотом и серебром, семантически связанными с обрядом увековечивания. Одним из необходимых элементов обряда обмывания тела шаманки является обмахивание разноцветными платками. Платок, являясь обязательным атрибутом шаманских символических действий, упоминается в песнопениях как предмет для процедуры освящения. Платок выполняет магические функции при жизни шаманки, при ее переходе в иной мир и так же активно используется ею в новой ипостаси духа.

Мечи, сабли и ножи издавна входили в необходимый набор атрибутов шамана Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Мечи / кинжалы у кочевых народов в течение многих веков являлись предметом обожествления. Священные мечи изготовлялись в Центральной Азии еще со времен карасукской эпохи бронзового века, т.е. почти на тысячу лет раньше хуннов. Поэтому не случайно это оружие, имевшее репутацию “священного меча-божества”, могло сохраниться в качестве ритуального предмета в шаманизме народов Сибири.

Архетипы, символы и семантика шаманских атрибутов рассматриваются нами в контексте исторических событий как образцы кочевого образа жизни. Второстепенные и обязательные атрибуты шамана, используемые при обрядовых действиях бурят, коротко описанные в данной статье, еще раз доказывают близкие исторические и культурные связи народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, восходящих к единой кочевой цивилизации. Думается, необходимы сравнительные исследования генезиса фольклора монгольских и тюркских народов, нацеленные на выделение стадиальных пластов, связанных с трансформацией форм хозяйства.