Формальные средства выражения вопросительности в предложении (на материале алтайского и хакасского языков)
50th Annual Meeting of the PIAC, Kazan 2007
Предложение в алтайском и хакасском языках, характеризуемое по цели высказывания как вопросительное, обладает определенными формальными средствами, которые помогают построить вопросительное предложение. В алтайском и хакасском, также как и во многих тюркских языках, такими средствами выступают вопросительные слова, вопросительные частицы, модальные слова и особая вопросительная интонация. Модальные слова могут самостоятельно, без специальных вопросительных слов и вопросительных частиц, строить вопросительные предложения и оформляться соответствующей интонацией.
Интонация присутствует во всех вопросительных предложениях, имеет свои обязательные ритмомелодические компоненты, которые закономерно подвержены изменению при произнесении. Компоненты ритмомелодического оформления вопросительных предложений, хорошо наблюдаемые при экспериментально-фонетическом исследовании, обладают определенным структурным построением в изолированном предложении и в связном высказывании как в нейтральном, так и в эмоциональном произнесении. Любые структурные изменения вопросительного предложения влекут за собой изменения и в структурном оформлении компонентов ритмомелодики, в перераспределении значимости каждого компонента. Эти изменения при функционировании влияют соответствующим образом на семантику изолированного предложения или связного высказывания речи. Однако следует признать, что ритмомелодическое исследование тюркских языков в целом, в том числе алтайского и хакасского, практически не проводилось.
Формальные же средства выражения вопросительности в алтайском языке в основном изучены фрагментарно, существуют отдельные замечания в структурно-семантическом, функциональном плане, но нет исследований в области ритмомелодики.
Следует отметить, что ключевые вопросительные слова алтайского и хакасского языков в основном совпадают. Вопросительные слова и вопросительные местоимения, имея аналогичную исходную форму, не совпадают по производным формам и по количественному признаку. Конструкции вопросительных предложений в обоих языках, совпадая по структурным морфологическим признакам, частично совпадая по лексическим признакам, существенно расходятся в семантическом и функциональном плане. Конструкции вопросительных предложений, построенные при помощи постпозитивной древнетюркской частицы mi с различными сингармоническими вариантами в обоих языках обладают высокой частотностью, идентичны в функциональном и семантическом плане. В хакасских конструкциях участвует большое количество разнообразных вопросительных частиц и их комбинаций, которые не столь значительны в алтайском языке.
Следует отметить, что сравнительно-сопоставительные исследования весьма важны для установления объективной типологической картины на всех ярусах родственных языков.