Танцевальная культура алтайцев
(Altaic Folk Dances)
50th Annual Meeting Kazan, 2007
Summary. Many myths and legends are connected with Altai, that is why it is considered the heart of many nations’ origin. It is the place of different cultures’ interaction. Altai is the home of Turks from all over the world. And the folk dance analysis shows the stability of different kinds of national choreography. Altaic folk dances were the main part of religious and everyday ceremonies.
They can be divided into three types:
- primitive
- imitative
- improvised
Russian choreography influenced Altaic folk dances a lot.
Окутанный мифами и легендами Горный Алтай по праву считается колыбелью многих народов. Сюда тянутся культурные нити со всего Евразийского континента, здесь сошлись три мировые религии христианство, ислам и буддизм.
Алтайская земля считается прародиной всех тюркских народов мира и хранит бесчисленное множество исторических памятников.
Культурные слои здесь не “вымывались” потоками переселяющихся народов, а “складировались” в горных долинах и ущельях, что породило устойчивость этнокультурных традиций.
Алтайцы делятся на две этнографические группы: северную и южную.
Северные алтайцы включают в себя группу тубаларов, которые проживают по левому берегу реки Бии и северо-западному побережью Телецкого озера, челканцев (лебединцев), расселенных в бассейне реки Лебедь, и кумандинцев, живущих в среднем течении р.Бии, (часть кумандинцев живет в Красногорском и Солтонском районах, а также в г.Бийске Алтайского края).
Южные алтайцы, которых в XIX веке называли алтайскими калмыками либо алтайскими татарами, – это собственно алтайцы (алтай кижи), теленгиты, телесы и телеуты.
Исследование народного танца показывает устойчивость разных типов народной хореографии и открывает широкую возможность для их использования как историко-этнографического источника. Все это способствовало оформлению в системе этнографических дисциплин нового направления – этнохореологии как области науки, находящейся на стыке этнологии, хореологии. Традиционные танцы тюркских народов являлись в прошлом неотъемлемой частью религиозных и семейно-бытовых обрядов, дошедших до наших дней в разрозненных элементах. В связи с тем, что южные предки ряда тюркоязычных народов, живущих сейчас далеко на севере или на юге как киргизы или якуты, довольно рано отделились от тюрков Южной Сибири, привлечение к анализу хореографического материала по якутам, долганам, киргизам и некоторым другим этносам представляется вполне оправданным.
Наиболее ранние конкретные свидетельства о бытовании танцев у современных тюркских народов относится к XVIII в. Исследователи и путешественники в своих трудах упоминают о празднествах и увеселениях этих народов и связанных с ним плясках. Несомненно, танцы в зачаточном состоянии, в виде отдельных пластических движений, издавна существовали у всех тюркских народов Южной Сибири, но в разных регионах были развиты в различной степени. Как известно, у многих народов танец, хотя и не всегда был самостоятельным видом традиционного искусства, но он всегда органически вплетался в ткань обряда или игры. Например, женская свадебная пляска “Куреелей турала кожондоор” (Петь стоя кругом) и мужская импровизационная пляска, которую тоже исполняли на свадьбе – “Озыгы Алтай бийе”. На древность этого танца указывает его несомненная близость к старинному якутскому танцу “Хаамыы ункуу” (Танец шагом), в чем можно видеть по всей вероятности, отражение общности некоторых компонентов, вошедших в состав обоих народов.
Народная пластика движений тувинцев прослеживается и в ритуальных плясках лам. Можно предположить, что ламы заимствовали отдельные сюжеты из жизни тувинцев. Наблюдая народные празднества, они внесли в свои пантомимы отдельные элементы движений, свойственные тувинцам. Например, танец орла, исполняющийся перед борьбой (куреш). Дошедший до наших дней этот танец свидетельствует о том, что у тувинцев издавна были подражательные танцы. Характерный набор пластических движений создавал образ птиц, символизирующей силу, мужество и ловкость.